Социология для студентов-журналистов: необходимы новые способы и стратегии обучения

porno porno izle porno porno mobil porno porno porno rokettube rokettube

Социология для студентов-журналистов: необходимы новые способы и стратегии обучения Преподавателям социологии на факультетах журналистики необходимо искать новые способы работы со студентами и создавать стратегии образования, считают исследователи из МГУ имени М. В. Ломоносова: доктор социологических наук, профессор факультета журналистики В. П. Коломиец и кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики П. В. Разин. Ученые разослали анкету в 97 российских вузов, в которых существует программа подготовки по направлению «Журналистика», и из 40 из них получили ответ (по одной анкете из каждого). При этом в 34 вузах из 40 читают курс «Социология журналистики» и «Социология СМИ».

Опрос преподавателей показал, что среди них преобладают преподаватели без степеней в социологии: из тех, кто преподает социологию журналистам, только 9 имели кандидатскую или докторскую степень в этой области. Основными формами преподавания остаются лекции и семинары – именно их преподаватели считают наиболее эффективными донесения информации. Менее эффективными считаются учебные проекты, участие в реальных исследованиях, анализ кейсов и игровые технологии; совсем неэффективными – знакомство с работой исследовательских центров, мастер-классы и групповые дискуссии.

Относительно конкретных целей преподавания социологии журналистам мнения респондентов сводятся к следующим интенциям: научить самостоятельно проектировать и проводить социологические исследования СМИ – 30; привить навыки социологического анализа общественных процессов – 25; научить ставить задачи социологам и использовать их данные в работе − 15; ознакомить с социологией как наукой и ознакомить с методами изучения аудитории СМИ и общественного мнения – 10; объяснить роль журналистики, СМИ в социальных процессах − 7.

Очевидно, что цели, которые ставятся перед студентами, очень трудно достичь. Кроме того, как отмечают авторы исследования, эти задачи мало связаны с профессией журналиста. Также исследователи выяснили, что при всех технологических возможностях, позволяющих мгновенно получить информацию, преподаватель остается «ключевой фигурой образовательной деятельности». При этом у студентов крайне мало возможности для сотрудничества с лектором. «Образ преподавателя, отчужденного от мира бытия, мало приспособленного к жизни всезнающего гуру, теряет свою привлекательность в глазах поколения Z. В любом случае мобильный телефон «знает» больше. Успехом пользуются практически ориентированные преподаватели, которые вооружены знаниями, отсутствующими в «Википедии» и направленными на решение конкретных проблем», — говорится в статье.

По мнению авторов, преподавателям социологии необходимо искать новые способы донесения социологического знания и адаптировать учебные программы для поколения, включенного в мобильное виртуальное коммуникационное пространство, например использовать технологии командной работы.

Оригинал исследования:  Коломиец В.П., Разин П.В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. http://mediascope.ru/2415